Вторник, 22.01.2019, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Монографии В.В.Бабайцевой [7]
Учебные пособия [2]
Сборники статей [3]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вера Васильевна Бабайцева
Главная » Файлы » Монографии, учебники, сборники статей » Учебные пособия

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. — М.: Просвещение, 1979. — 270 с.
[ Скачать с сервера (11.37 Mb) ] 01.05.2012, 17:50
ББК 74.261.3
Б 12

Б 60501 — 498
   103(13) — 79

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.
Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.
Пунктуация органически связана с синтаксисом, так как в письменной речи знаки препинания служат средством выражения различных семантико-синтаксических значений, сигнализируют о соответствующей интонации. Правила расстановки знаков препинания базируются на закономерностях строения и значения синтаксических единиц.
При описании синтаксических понятий в предлагаемой книге автор исходил из их теоретического и практического значения. В плане теоретическом учитывались: а) значимость синтаксических понятий в системе языка — в кругу других синтаксических понятий; б) значимость данного понятия в формировании других синтаксических понятий; в) значимость данного понятия в формировании понятий других разделов науки о языке.
В плане практическом (при формировании умений и навыков) учитывались интересы развития речи, овладение стилистическими навыками, нормами культуры речи, а также орфографическими и пунктуационными навыками.
Разнообразие задач изучения синтаксической теории в школе определило и структуру книги: системному изложению синтаксиса и пунктуации предшествует введение, в котором выделяются основные синтаксические единицы, их уровни и аспекты, определяющие набор дифференциальных (отличительных) признаков синтаксических единиц, разнообразие синтаксических направлений.
Развитие синтаксической теории приводит к тому, что описание системы русского языка усложняется, детализируется. Наши знания о синтаксическом строе русского языка становятся и более глубокими, и в то же время более дробными. Это осложняет описание синтаксического строя русского языка в лингвометодических целях. С одной стороны, очевидно, что нельзя (не только для ученика, но и для учителя) безгранично увеличивать объем теоретических сведений, а с другой, — необходимо расширять научный кругозор учителей-словесников. Выход из этого положения мы видим в том, чтобы представить увеличившийся объем знаний о синтаксисе в строгой системе основных понятий, связанных явлениями переходности, знание которых позволит учителю творчески, нешаблонно подойти к объяснению синтаксических явлений. Эту идею мы и положили в основу данной книги.

Содержание

Предисловие (3)

СИНТАКСИС (5)
Введение (5)
Основные единицы синтаксиса (5)
Место синтаксических единиц в системе языка (6)
Миогоаспектность синтаксических единиц (8)
Логический аспект изучения синтаксических единиц (9)
Структурный аспект изучения синтаксических единиц (10)
Семантический аспект изучения синтаксических единиц (13)
Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц (15) Взаимосвязь аспектов изучения синтаксического строя русского
языка (23)
Структурно-семантическое направление как очередной этап развития традиционного языкознания (26)
Явления переходности (синкретизма) в синтаксисе (30)
Соотношение структурных и семантических признаков синтаксических единиц при их классификации и описании (34)

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (36)
Словосочетание среди других сочетаний слов (36)
Словосочетание и слово (39)
Определения словосочетания (41)
Классификация словосочетаний по главному слову (42)
Грамматические связи слов в словосочетании (46)
Семантика словосочетаний (49)
Цельные словосочетания (53)
Фразеологические сочетания (57)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (58)
Основные признаки предложения (58)
Понятие предикативности (61)
Интонация как свойство предложения (64)
Определения предложения (65)

Классификация предложений в современном русском языке (67)
Классификация предложений по характеру предикативных отношений (68)
Классификация предложений по цели высказывания (69)
Классификация предложений по эмоциональной окраске (72)
Классификация предложений по структуре (74)

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (75)
Основные признаки простого предложения (75)
Система структурно-семантических типов простого предложения(76)
Семантика простого предложения (78)

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (80)
Общие сведения о двусоставном предложении (80) 

Главные члены предложения (82)
Подлежащее (82)
Понятие о подлежащем (82)
Способы выражения подлежащего (82)
Сказуемое (86)
Понятие о сказуемом (86)
Простое глагольное сказуемое (88)
Составное глагольное сказуемое (90)
Составное именное сказуемое (93)

Второстепенные члены предложения (96)
Общие сведения о второстепенных членах предложения (96)
Дополнение (97)
Определение (99)
Приложение (101)
Обстоятельство (102)

Синкретичные члены предложения (105)
Двойная валентность поясняемых членов предложения (106)
Синтез свойств подлежащего и сказуемого (108)
Синтез свойств подлежащего и второстепенных членов предложения (108)
Синтез свойств сказуемого и второстепенных членов предложения (110)
Синкретизм второстепенных членов (112)

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (116)
Место односоставных предложений в системе типов простого предложения (116)
Структурные свойства односоставных предложений (117)
Семантика односоставных предложений (118)
Главный член односоставных предложений (119)
Определенно-личные предложения (121)
Неопределенно-личные предложения (122)
Обобщенно-личные предложения (123)
Безличные предложения (124)
Синонимика двусоставных и односоставных (безличных) предложений (127)
Инфинитивные предложения (130)
Номинативные предложения (131)
Вокативные предложения (137)

НЕЧЛЕНИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (139)

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (141)
Понятие о неполных предложениях (141)
Структурно-семантические разновидности неполных предложений (145)
Неполные односоставные предложения (149)

ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (151)
Общие сведения об осложненном предложении (151)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (152)
Понятие об однородных членах предложения (152)
Строение блока однородных членов предложения (154)
Семантика блока однородных членов предложения (156)
Обобщающие слова при однородных членах предложения (160)
Однородные и неоднородные определения (161)
Место предложений с однородными членами в системе типов предложений (163)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (166)
Понятие об обособлении (166)
Предложения с полупредикативными обособленными членами (169)
Предложения с обособленными определениями (16()
Предложения с обособленными обстоятельствами (172)
Предложения с уточняющими обособленными членами (176)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННЫЙ ВВОДНЫМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (173)
Общие сведения об осложненных предложениях (173)
Предложения, осложненные вводными компонентами (179)
Предложения, осложненные вставными компонентами (185)
Предложения, осложненные обращениями (187)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (189)
Понятие о сложном предложении (189)

Основные классификации сложных предложений (190)
Традиционная классификация сложных предложений (190)
Структурно-семантическая классификация сложных предложений (192)
Функциональная классификация сложных предложений (193)
«Часть» или предложение? (194)
Семантика сложных предложений (196)
Языковые значения сложных предложений (198)
Средства связи частей в составе сложных предложений (202)
Основные структурно-семантические типы сложных предложений. (207)

СЛОЖНЫЕ СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (209)

Сложносочиненное предложение (209)
Понятие о сложносочиненном предложении (209)
Семантика сложносочиненных предложений (209)

Сложноподчиненное предложение (212)
Понятие о сложноподчиненном предложении (212)
Понятие о контактных словах (213)
Роль указательных слов в подчинении предложений (213)
Подчинительные союзы и союзные слова (214)
Сложноподчиненные предложения с одним придаточным (217)

Сложноподчиненные предложения с синкретичной семантикой (224)
Сложные предложения, переходные между сочинением и подчинением (230)

СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (232)

МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (235)
Многокомпонентные сложносочиненные предложения (236)
Многокомпонентные сложноподчиненные предложения (236)
Многокомпонентные бессоюзные предложения (238)
Многокомпонентные предложения смешанного типа (238)
Период (240)
Сложное синтаксическое целое (текст) (241)

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (245)
Прямая речь (246)
Диалог (246)
Цитаты (246)
Косвенная речь (248)
Несобственно-прямая речь (250)

ПУНКТУАЦИЯ (253)
Назначение пунктуации (253)
Принципы русской пунктуации (254)
Учет структуры и семантики в современной пунктуации (256)
Соотносительность знаков препинания и интонации (259)
Функции знаков препинания (260)

Заключение (262)
Литература (264)


Категория: Учебные пособия | Добавил: Peter
Просмотров: 8743 | Загрузок: 991 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Гульноза  
Эта кника мне нужна

1 marko  
JA HOCU ETU KNIGU

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2019